Часто бывает сложно разобраться, какой тип психологической помощи нам нужен. Мы знаем, от чего страдаем, но плохо понимаем, кто может в этом помочь. Свои услуги предлагают в разных форматах психологи, психотерапевты, психиатры, консультанты, психоаналитики, коучи... И нам приходится пробираться сквозь настоящие “джунгли” терминологии, чтоб прояснить разницу между ними и выбрать нужного специалиста. В этой статье мы рассмотрим основные профессии в сфере психического здоровья — психолог, психотерапевт и психиатр — выясним, что они делают, кму и как могут помочь.
Образование и поддержка уровня профессиональных навыков
Полное высшее образование для каждого из трех сравниваемых специалистов - это из категории “must have”. Иначе быть не может. Психологи “по наитию”, врачи “секретных наследственных практик” и прочие экстрасенсы в данной статье будут вынесены за скобки.
Психолог - специалист, получивший соответствующее высшее гуманитарное образование, а также часто - дополнительную практическую подготовку в формате узкотематических образовательных проектов (курсов, тренингов, стажировок и т.п.) в сфере собственных профессиональных/научных интересов.
Психиатр - специалист, имеющий в базе высшее медицинское образование. Проще говоря - он врач, что составляет его изначальное ключевое отличие от психолога. По желанию он также может получить дополнительную подготовку в отдельной интересующей его методике/технологии и, независимо от желания, каждые пять лет подтверждать свою квалификацию врача.
Психотерапевт - на сегодняшний день в нашей стране это психолог или психиатр, получивший дополнительное полноформатное образование “поверх” основного высшего. Классические украинские вузы (независимо от формы собственности и аккредитации) не проводят подготовку специалистов в области психотерапии, этим занимаются организации, уполномоченные международными профессиональными сообществами психотерапевтов (ассоциациями) и имеющие соответственные сертифицированные обучающие программы. К сожалению, из-за отсутствия профессиональных и образовательных стандартов на государственном уровне в этой сфере нередко можно встретить “самозванцев” и среди тех, кто учит, и среди тех, кто лечит. Красочность сертификата о пройденной психотерапевтической подготовке, равно как и громкость названия организации, проводившей обучение (это может быть и “международный институт”, и “университет №1”, и “всемирная академия”, и что угодно еще) не скажут вам ровным счетом ничего. Возможно, есть смысл поинтересоваться, какое профессиональное сообщество стоит за полученным сертификатом и на сколько оно “трастовое” за пределами Украины.
Также простым и важным критерием является срок обучения. Независимо от выбранного подхода/метода ни один специалист не может получить подготовку в психотерапии в течении, скажем, нескольких месяцев. Помимо освоения теории, психотерапевт до начала самостоятельной работы обязан “налетать” не одну сотню часов практики, представив каждый задокументированный случай на супервизию специалиста-носителя метода. А на это нужно, как минимум, время, иногда - по многу лет.
Зона компетенции и направления работы
Пожалуй, это суть заявленной темы. К кому с чем идти? Начнем с того, что провести первичное обследование и определить, лежит ли запрос клиента в поле профессиональной компетенции специалиста, должен и, в идеале, может сам специалист. Любой из рассматриваемых. Для этого психолог, психиатр и психотерапевт должен хорошо видеть границу этого самого поля: знаний, умений, навыков, опыта, технических средств и, безусловно - юрисдикции (если речь идет, например, о назначении лекарств, то этого не имеет права делать психолог и психотерапевт, не являясь врачом). Поняв в ходе обследования (диагностики, ознакомительной беседы), что проблема клиента в рамках его профессиональной компетенции и ответственности, специалист представляет клиенту понятный и аргументированный план помощи. Если же проблема выходит за рамки - дает перенаправляющие рекомендации. К сожалению, в реальной практике это не всегда так, и в результате - время и деньги клиента могут быть потрачены впустую.
Настаивайте на том, чтобы перед началом работы был предложен и совместно утвержден план помощи. Интересуйтесь, какие аргументы, рекомендации, доказательная база стоят за этим планом. Какие есть альтернативные варианты решения проблемы. Критический подход часто может быть единственным помощником в выборе подходящего варианта. Для представления о зонах компетенции и направлениях работы психолога, психотерапевта и психиатра важно понимать, что они во многом пересекаются. Например, тяжелое эмоциональное состояние, вызванное навалившимися трудностями, поможет уравновесить и психолог, и психотерапевт. А справиться с умеренной депрессией или избавиться от навязчивых мыслей можно в ходе терапии, и с этим поможет психотерапевт или психиатр.
Следует также знать, что не все психотерапевтические подходы одинаково хороши при тех или иных проблемах и расстройствах. И здесь стоит изучить рекомендации международных медицинских протоколов (если речь идет о конкретном диагнозе) или, как минимум, различные точки зрения (если речь о психологических проблемах без выраженных расстройств). Например, когнитивно-поведенческая терапия показана и имеет высокую эффективность при лечении депрессии, тревожных, обсессивно-компульсивных расстройств, посттравматического стрессового расстройства, но менее полезна и оправдана при расстройствах личности, нарушениях психического развития. В случае последних лучше отдать предпочтение схема-терапии или психодинамической терапии.
В более наглядном виде основные направления и пересечения сфер ответственности психологов, психиатров и психотерапевтов можно представить так:
Психолог | Психиатр | ||
---|---|---|---|
Психотерапевт | |||
Научно-практические исследования в различных отраслях психологии (общая, социальная, инженерная, клиническая, возрастная и т.д.) Педагогика, воспитание: работа с детьми и взрослыми в сфере образования, сопровождение образовательных и воспитательных процессов Реклама и маркетинг: исследование потребностей и поведенческих особенностей пользовательских и потребительских групп, разработка стратегий и инструментов воздействия Менеджмент: управление персоналом, эффективное взаимодействие, психологическое сопровождение бизнес-процессов Социальная работа: психологическая поддержка в работе с кризисными социальными группами |
Психологическая диагностика, тестирование Консультирование по вопросам личной эффективности, коучинг Тренинг жизненных навыков (общения и социального взаимодействия, ассертивности, управления эмоциями и настроением, самоменеджмента Психологическая помощь в решении ряда проблем, не связанных с расстройствами психического здоровья:
Профилактика психологических проблем |
Консультирование и психотерапия при расстройствах психического здоровья легкой и средней степени выраженности (в соответствии с показаниями протоколов их лечения):
|
Консультирование, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, в том числе в условиях стационара, при расстройствах психического здоровья любой степени выраженности (преимущественно, от средней до тяжкой):
|
Что еще стоит знать?
В этой статье затронута лишь вершина огромного айсберга - основные ориентиры в выборе профессионала в сфере психологической помощи. Для более глубокого понимания темы можно было бы изучить специфику различных направлений в психологии и психотерапии, подходы к лечению в современной психиатрии и многое другое.
Но, в первую очередь, нужно всегда оставаться внимательными к себе - своим мыслям, чувствам, действиям, отношениям с другими. Поскольку главным источником информации о волнующей вас психологической проблеме являетесь, по большей части, вы сами. И от того, насколько вы совместно с психологом или психотерапевтом сможете ее идентифицировать, также зависит успех процесса преодоления - будь то консультирование, психотерапия или медикаментозное лечение.